Новости

Техрегламент Таможенного союза: что изменится в гостехосмотре.

Техрегламент Таможенного союза: что изменится в гостехосмотре, и готова ли Беларусь к переходу на этот документ?

То, что с 1 января 2015 года вступает в силу Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», известно давно. Сам документ был подписан белорусской стороной еще в 2010 году и вскоре ратифицирован белорусским парламентом.

Получается, что у нас было фактически 4 года для того, чтобы подготовиться, привести в соответствие свое законодательство, урегулировать технические нюансы и 1 января спокойно начать проводить техосмотр автомобилей по-новому.

Однако сказать, что мы сделали все от нас зависящее, нельзя. До вступления в силу техрегламента осталось менее трех месяцев, но ни один из технических документов, реализующих его требования окончательно не скорректирован. А корректировать придется немало: несколько ГОСТов, СТБ, ТКП и, что самое важное, Правила дорожного движения. Кроме того, у нас до настоящего времени отсутствует методика проверки мопедов и квадрициклов, которые с недавнего времени стали проходить государственный технический осмотр.

Работа над поправками в ГОСТы в Госстандарте ведется, проект нового ТКП подготовлен Минтрансом и проходит процедуру согласования. Вот с поправками в Правила и методикой  – тишина.

По идее, в Приложении 4 к Правилам, определяющем перечень неисправностей транспортных средств и условий, при которых запрещается их участие в дорожном движении, должны быть внесены изменения в соответствии с нормами Техрегламента. Если же этого не произойдет, то 1 января мы получим одновременное действие не соответствующих друг другу норм, устанавливающих требования к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации.

Техрегламент – что это такое?

– Для начала я отмечу принципиально важные моменты, касающиеся самого документа. Технический регламент – это высший технический нормативный правовой акт в своде законодательства Республики Беларусь.

Под требования Технического регламента должна быть перестроена вся нормативная база государства в области требований безопасности к колесным транспортным средствам.

Требования Технического регламента являются обязательными и не могут корректироваться национальным законодательством, так как:

Технический регламент является документом, устанавливающим обязательные для применения и исполнения на территории Таможенного союза требования к транспортным средствам;

Технический регламент имеет прямое действие на территории Таможенного союза;

Технический регламент содержит требования к транспортным средствам, которые не могут дополняться или ужесточаться национальным законодательством.

Страна-участник Таможенного союза может определить только порядок и объем проведения проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации.

Необходимо подчеркнуть, что проверка выполнения требований Технического регламента – комплексное действие, осуществляемое:

  • персоналом автотранспортных и других организаций в ходе контроля технического состояния транспортных средств;
  • работниками предприятий автосервиса в ходе гарантийного и послегарантийного обслуживания транспортных средств;
  • сотрудниками ГАИ в ходе контроля транспортных средств, участвующих в дорожном движении;
  • работниками диагностических станций и УП “Белтехосмотр” в ходе проведения государственного технического осмотра транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении;
  • автовладельцами в ходе эксплуатации транспортных средств.

Также очевидно, что процедура государственного технического осмотра транспортных средств не может охватить весь объем требований приложения № 8 к Техническому регламенту, содержащему требования к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации. Поэтому, чтобы автовладельцам нашей страны были понятны требования, предъявляемые Техническим регламентом к их транспортным средствам в ходе проведения государственного технического осмотра, УП “Белтехосмотр” подготовило и направило в органы государственного управления рабочий проект новой редакции ТКП 309-2014 «Государственный технический осмотр транспортных средств. Порядок проверки безопасности транспортных средств». Данный документ также размещен на сайтах Госстандарта и УП «Белтехосмотр».

Хочу обратить внимание читателей на изменение названия документа, в котором отражена сущность вносимых в него изменений. Если ранее он назывался «Государственный технический осмотр транспортных средств. Порядок проведения проверки технического состояния транспортных средств», то теперь – «Государственный технический осмотр транспортных средств. Порядок проверки безопасности транспортных средств».

В чем разница? Сегодня при проведении гостехосмотра мы контролируем техническое состояние и состояние конструкции транспортного средства. С 1 января мы перейдем на контроль другого состояния, которое трактуется Техрегламентом как «безопасность транспортного средства». То есть будут проверяться не все параметры технического состояния и конструкции транспортного средства, а только те из них, которые обеспечивают недопустимость или минимизацию риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде. Это позволит отказаться от ряда проверок, никак не связанных с безопасностью транспортных средств, о которых мы поговорим ниже.

1. Недостатки во внешнем виде транспортных средств не рассматриваются Техническим регламентом как угроза их безопасности

Техрегламент не содержит каких-либо требований, касающихся внешнего вида автомобиля (в отличие от действующих сейчас ПДД и ТКП). Как уже упоминалось ранее, гостехосмотр призван контролировать прежде всего безопасность транспортного средства, снижать риск возможного причинения вреда. В этом плане, к примеру, царапина, мелкая вмятина, элемент кузова, окрашенный в другой цвет, наклейка, аэрография никак на безопасность автомобиля не влияют. Поэтому с 1 января сотрудников, проводящих гостехосмотр, не будут интересовать повреждения (если они не затрагивают элементы конструкции транспортного средства), наклейки и даже цвет автомобиля.

2. Тормозная система: небольшое ужесточение

В отличие от действующего ТКП нормативы эффективности торможения транспортных средств категорий М и N будут подведены под единые показатели. Удельная тормозная сила для категории М (автомобили для перевозки пассажиров) составит 0,5, а для категории N (автомобили для перевозки грузов) – 0,45.

Хотим оставить в ТКП и нормативы эффективности торможения транспортных средств категории L. К сожалению, в Техническом регламенте данные нормативы отсутствуют, а это значит, что формально мы не сможем применять тормозные стенды для мотоциклов, которые уже у нас есть. Считаем это большим шагом назад и поэтому стараемся нормативы сохранить.

Появятся требования, хотя и небольшие, к состоянию элементов антиблокировочной системы тормозов.

В настоящее время ТКП предусматривает, что относительная разность тормозных сил колес оси (в процентах от наибольшего значения) для осей транспортного средства должна быть не более 30%. В новом документе этот момент немного ужесточен и диверсифицирован: для автомобилей с дисковыми колесными тормозными механизмами этот показатель установлен в пределах 20%, для осей с барабанными колесными тормозными механизмами – в пределах 25%.

Ушло требование о нарушении герметичности пневматического привода, при котором нужно было оценивать падение давления в тормозной системе в течение целых 15 минут, что было совершенно не приемлемо для ограниченной по времени процедуры государственного технического осмотра транспортных средств.

3. Рулевое управление: практически без изменений

Требования к суммарному люфту в рулевом управлении остались практически те же. Правда, появились требования к квадрициклам, и все транспортные средства категории N (автомобили, предназначенные для перевозки грузов) подпадают под один норматив – 25 градусов.

4. Зимой надо будет «переобуваться»

Во вступающем в силу документе предусмотрено, что с декабря по февраль на колесах автомобиля должны быть установлены зимние шины. При этом автовладельцы должны быть готовы к тому, что указанный период может быть продлен на национальном уровне, что допускается Техрегламентом.

Необходимо отметить, что изменились требования к остаточной глубине рисунка протектора. Теперь для квадрициклов она станет такой же, как и для других мототранспортных средств, 0,8 мм. К легковым автомобилям с остаточной глубиной рисунка протектора 1,6 мм присоединяться грузовые автомобили и прицепы с технически допустимой общей массой до 3,5 тонны. Прицепы с технически допустимой общей массой свыше 3,5 тонны должны будут иметь остаточную глубину рисунка протектора 1,0 мм. Кроме того, на одну ось транспортных средств нельзя будет устанавливать шины с различным рисунком протектора. Ранее для грузовых автомобилей и прицепов к ним это разрешалось.

5. Экологические параметры

Если ранее автомобили, работающие на бензине и газовом топливе, проверялись на допустимое содержание оксида углерода и углеводородов только при работе на бензине, то с 1 января 2015 г. проверка будет осуществляться на обоих видах топлива. При этом проверка на содержание углеводородов проводиться не будет.

Стала проще градация транспортных средств при проверке допустимого содержания оксида углерода в отработавших газах. Все транспортные средства отнесены к определенному экологическому классу и разделены на три основные категории М, N и L. Предусмотрены нормы и для транспортных средств, экологический класс которых не установлен.

6. Задние стекла легковых автомобилей: согласно Техническому регламенту тонировка не запрещена

Думаю, что это очень злободневный вопрос для всех автовладельцев легковых автомобилей.

Здесь необходимо отметить следующее: Техрегламент четко предъявляет требования к светопропусканию только ветрового стекла и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя (то есть передних стекол), – их светопропускание должно составлять не менее 70%. Вместе с тем данное требование не применяется к задним стеклам (к стеклам обеспечивающим обзор для водителя сзади) категории М1 (легковых) при условии, что транспортное средство оборудовано наружными зеркалами заднего вида.

Если проанализировать требование к задним стеклам с точки зрения Правил ЕЭК ООН № 43(01) пересмотр 3, то сразу видна одна неувязка. Согласно Правилам, все именно так, но в этом случае стекло обязано иметь специальную маркировку, о которой в Техрегламенте почему-то умолчали.

Формально, умолчав о маркировке, Техрегламент открыл путь к тонированию задних стекол транспортных средств категории М1. Правда, сделал две оговорки, которые могут быть использованы противниками отмены данной нормы:

первая – «не допускается наличие дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя (за исключением зеркал заднего вида, деталей стеклоочистителей, наружных и нанесенных или встроенных в стекла радиоантенн, нагревательных элементов устройств);

вторая– не разрешается применять стекла, покрытие которых создает зеркальный эффект.

Вместе с тем и первая, и вторая оговорки не препятствуют тонировке стекол. Вторая оговорка пояснений не требует. По первой необходимо сказать следующее: с точки зрения Техрегламента обзорность – это свойство конструкции транспортного средства, характеризующее объективную возможность и условия восприятия водителем визуальной информации, необходимой для безопасного и эффективного управления транспортным средством.

Ограничить обзорность – значит расположить на пути взгляда водителя непрозрачные элементы, которые создают так называемые непросматриваемые зоны. Пленка таких зон не создает и формально под требования первой оговорки не попадает.    

7. С автомобилями, сертифицированными для американского рынка, вопрос до конца не решен

Техрегламент полностью соответствует европейским требованиям, предъявляемым к внешним световым приборам транспортных средств. Это значит, что свет, испускаемый указателями поворотов, должен быть желтым, а фары с газоразрядными источниками света (ксеноновые) могут быть использованы только в том случае, если транспортное средство оснащено автоматическим корректором фар и устройствами их очистки. Вместе с тем автомобили, сертифицированные для американского рынка, не соответствуют европейским требованиям. Свет, испускаемый указателями поворотов у них красный. Устройств очистки фар, как правило, нет.

В отношении зарегистрированных «американцев» Технический регламент ввел два понятия, позволяющие им спокойно чувствовать себя с 1 января 2015 г. Первое – цвет огней внешних световых приборов определяется изготовителем транспортного средства. Что касается корректора и омывателя фар, то «американцы» не сертифицировались на соответствие Правилам ЕЭК ООН № 48, следовательно, могут не иметь этих устройств.

Однако с 1 января 2015 г. Технический регламент поставит запрет на регистрацию в Республики Беларусь транспортных средств, не соответствующих требованиям Правил ЕЭК ООН № 48, и американцам будет закрыт путь на таможенную территорию трех стран.

8. Шум будет проверяться

С 1 января диагностические станции приступают к техническому контролю шумового загрязнения. Предельные уровни шума выпуска двигателей транспортных средств не должны более чем на 5 дБА превышать нормы, установленные изготовителем. В случае отсутствия таких данных шум легковых автомобилей, грузовых автомобилей с технически допустимой общей массой до 3,5 тонны и мототранспортных средств будет ограничен 96 дБА. Шум «больших» автобусов и грузовых автомобилей с технически допустимой общей массой более 12 тонн – 100 дБА.

9. Легковые автомобили-такси

Технический регламент не предъявляет дополнительных требований к внешнему оформлению их автомобилей, а значит, эти требования не будут отражены и в новом документе по гостехосмотру.

Источник: awb.by

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии